Vampire-M6 › Блог › Про то, как я свой первый саксофон покупал
Периодически у меня возникали мысли о покупке этого вида музыкального инструмента. Но среди моих знакомых не было ни одного, кто бы мог что-то посоветовать или хотя бы поддержать разговор на эту тему. Так что я так бы и забыл про идею покупки сакса, если бы один из моих коллег не сделал этого раньше, купив в магазине альт саксофон по цене около 50тр.
Я сразу полез на разные форумы, авито, барахолки, дабы ознакомиться разбросом цен и моделями. Увидел там кучу всего непонятного и полез читать статьи про выбор первого саксофона для обучения. Там советовали много чего, но что-то приличное начиналось от 25-30тр за инструмент и мне это показалось дорого. В основном советовали саксофона марки Yamaha и отдельно еще упоминали про то, что есть, так называемые, «демократы», саксофоны производства ГДР и Чехословакии, которые отличались особой дубовостью и при этом, невысокой ценой.
Присмотрев на авито саксофон ценой в 7тр, я сторговался до 5 и вечером уже сидел дома и рассматривал приобретение.
Такая большая, как оказалось, штука, тяжелая, что-то выдуть из нее было сложно. В комплекте дали чехол, шнурок на шею, мундшштук и две деревянные палочки, называемые тростями.
Я сразу же зарегался на форуме саксофонистов, начал там задавать вопросы по саксофону в соответствующей теме по марке, мне что-то отвечали, но я не до конца догонял еще, о чем речь. Самое главное, что понял, нужно найти преподавателя, потому что без него дело с мертвой точки так и не сдвинется, как мне писали.
Нашел преподавателя по интернету, поехал на первое занятие. Он посмотрел саксофон, сказал что его нужно ремонтировать, потому что некоторые ноты не берутся. А не берутся они, потому что некоторые клапана, закрываются негерметично и пропускают воздух. В общем, это называется «саксофон не кроет». Кроме этого, на корпусе была криво запаяна одна стойка, от чего клапан, который она держала, был немного перекошен. Одна ось была не до конца завинчена. Нужно было нести саксофон к мастеру.
На форуме рассказал про проблемы с саксом, мне тоже посоветовали нести сакс к мастеру. Я поинтересовался, сколько может стоит ремонт и мне сказали «ну тыщщ 10-15 наверное», так что я прифигел. В голове не укладывалось, что за то, чтобы там какие-то железяки на место поставить, нужно платить три стоимости саксофона. А народ на форуме приговаривал, типа нечего экономить, нужно было покупать у проверенных людей типа. Потом я узнал, что «проверенные» это местные форумные продавцы, которые ценник на инструменты держат очень приличный или можно даже сказать неприличный.
Я полез в другой раздел форума, посвященный ремонту и понял, как собственными руками все эти неисправности у саксофона устранить, что и сделал, в соответствии с технологией, как мог. Саксофон стал издавать разные звуки при нажатии разных кнопок, что позволило мне продолжить обучение.
Надо сказать, что если какой то из клапанов не работает, то обычно следующая нота уже не берется или берется как предыдущая. Это помогает понять, в каком месте искать неисправность. Дальше берется мощный фонарик или лампа, которая суется в саксофон напротив нужного клапана, клапан закрывается и если он негерметичен, то сразу видно свет. Т.е. процедура достаточно простая, по плечу любому школьнику и кружка умелые руки.
Перекосы механики, устраняются путем сгибания нужных деталей, чтобы совместить плоскости прилегания крышки клапана и отверстия, которое он закрывает. В качестве уплотнителя используется так называемая «подушка» — прокладка состоящая из слоя тонкой кожи, фетра и картонного диска, который позволяет подушке держать форму.
Весь этот бутерброд соединяется по центру клепкой, причем с наружней стороны ставят еще металлический или пластиковый кружок, называемый резонатором, призванный отражать звук. Подушки как и клапана, бывают разных размеров, всего их 22-23 штуки и в магазине можно купить наборы с диаметрами под конкретную модель саксофона. Цены колеблются от 1 до 9тр в зависимости от бренда, а на ибее доступны наборы значительно дешевле чем в московских магазинах, которые собственно оттуда и заказывают эти самые подушки, которые потом продают по 1тр за набор.
Параллельно с освоением апликатуры и звукоизвлечения я продолжал углубляться в процессы ремонта саксофонов, изучая технологии приклеивания подушек, выравнивания тональных отверстий клапанов, регулировки жесткости пружин механики и прочего. Оказалось что ничего сложного нет, просто нужно знать технологию и ее не нарушать.
Однажды открыв для себя Авито, я продолжал мониторить рынок саксофонов и увидел продаваемый за 3тр саксофон той же модели, что и у меня, только серебристого цвета. Написано что он нуждается в ремонте, но меня это не испугало и вечером того же дня я уже привез его домой и начал изучать.
В отличие от первого саксофона, этот был серебристого цвета (серебряное напыление), выглядел совершенно новым, но подушки были сгнившие, а часть винтов, держащих оси механики были настолько проржавевшими, что невозможно было подцепить на них шлицы отверткой. Отмокание в WD40 позволило выкрутить несколько, но несколько штук так и остались торчать, так что мне пришлось прорезать щели вдоль резбы и размыкать отверствие отверткой, чтобы вынуть винты. Прорези я потом аккуратно запаял и покрыл лаком, так что следов было почти не видно.
Подушки я купил по обьявлению на Авито, за 600р. Черного цвета с хорошей кожей, хоть и китай.
Взял сразу два набора, чтобы поменять на старом саксе и на новом, но оказалось что некоторые из них не подходили по размеру и пришлось из двух наборов как-то собирать один, а две подушки подгонять вручную, что оказалось тоже достаточно просто.
Самое сложное, как оказалось, было сделать так, чтобы подушки плотно прилегали к тональным отверстиям клапанов, но тут просто нужно было сначала выровнять плоскости этих самых, отверстий. Делал я это самодельными инструментами и подручными средствами. Форму отверстий выравнивал стеклянными рюмками, а плоскость выводил стеклянными пластинами с наклееными на них кусочками штурки. В итоге удалось привести поверхности в одну плоскость и потом я наклеил подушки на крышки клапанов и собрал саксофон.
Понятное дело, саксофон еще не крыл, потому что нужно было совместить плоскости тональных отверстий и крышек клапанов. Благо, механика легко гнулась пальцами и я легко установил ее в нужное положение.
Тут еще много мне крови попортили советы по тому, как клеить подушки на собранном саксофоне, типа кладешь подушку с горкой клея под клапан и нагреваешь, а он под своим весом просаживается и типа все ровно получается. Да, получается действительно ровно, но между подушкой и клапаном появляются воздушные зазоры если клея мало и потеки, если клея много. Так что я стал клеить на разобранной механике, а потом уже подгонять плоскости путем подгиба механики.
Некоторые сложности были с пониманием как сделать работу некоторых клапанов синхронной, но потом я и в этом разобрался и даже немного модернизировал конструкцию, добавив специальные регулировочные винты, которые встречаются на саксофонах японского производства. Это позволило не подкладывать кусочки пробковых прокладок под детали и потом спиливать их до нужной толщины (как делают некоторые великовозрастные мастера по ремонту), а вращением винтов выставить нужные расстояния между деталями конструкции, что существенно сократило время с настройкой.
Окончательная подгонка представляла собой точную усадку подушек по поверхности краев тональных отверстий. Тут я использовал термофен, который при нагреве, делал кожу подушки мягкой и если зажать ее на клапане в закрытом состоянии, то она принимала форму поверхности тонального отверстия (но тут главное, не переборщить, а то можно перегреть подушку и она задубеет). Таким образом удалось привести саксофон в рабочее состояние и он на полгода стал моим основным рабочим инструментом.
А первый саксофон я потом продал на авито почти вдвое дороже, чем покупал и это полностью покрыло все мои затраты на ремонт второго саксофона и его покупку. Это натолкнуло меня на мысль, «а что если начать заниматься восстановлением убитых саксофонов?».
С тех пор прошло уже несколько лет, я ремонтирую саксофоны на постоянной основе, даже есть свое объявление на авито. Цены стараюсь держать на нижнем уровне, опыта набрался не только в «аппликациях», но и научился выправлять мелкие вмятины, а также делаю некоторые запчасти самостоятельно, чему способствует наличие дома мелких хоббийных станков и прочего необходимого оборудования.
Мои клиенты, в основном, это начинающие музыканты и опытные, которые не хотят сильно вкладываться в ремонт инструмента для халтурок, родители учащихся в музыкальных школах, а также те, кого отправили подальше остальные мастера по ремонту, не захотев браться на инструмент из-за его состояния и сомнениях в целесообразности самого ремонта. Количество отремонтированных мной саксофонов приближается к первой сотне, судя по Trello. Останавливаться не собираюсь.
Правильный уход за саксофоном
Когда хлопоты, связанные с выбором и покупкой саксофона, остаются позади, начинается совместная жизнь инструмента и его владельца. Обычно она состоит из большого количества труда и периодических публичных выступлений. И чтобы в эти ключевые моменты инструмент не подводил, а также выглядел лучшим образом, необходимо грамотно и тщательно ухаживать за ним.
Ежедневный уход за саксофоном включает в себя подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку, состоящую из удаления влаги изнутри и снаружи инструмента. Для этого нам потребуются нехитрые, но необходимые каждому саксофонисту приспособления и смазки.
Когда хлопоты, связанные с выбором и покупкой саксофона, остаются позади, начинается совместная жизнь инструмента и его владельца. Обычно она состоит из большого количества труда и периодических публичных выступлений. И чтобы в эти ключевые моменты инструмент не подводил, а также выглядел лучшим образом, необходимо грамотно и тщательно ухаживать за ним.
Ежедневный уход за саксофоном включает в себя подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку, состоящую из удаления влаги изнутри и снаружи инструмента. Для этого нам потребуются нехитрые, но необходимые каждому саксофонисту приспособления и смазки.
Часть первая. Подготовка к занятиям.
Для предотвращения заломов и лучшей сохранности пробки на эске нам нужно обработать ее специальной смазкой. По-английски она называется Cork Grease. Какой из предлагаемых — выбирать Вам: почти все смазки, за исключением комплектных китайских, соответствуют требованиям музыкантов. Китайские плохи тем, что тают в тепле и оставляют жирные пятна на инструментах и ткани. Мы предлагаем одну из смазок на ваш выбор. Такой смазки хватает надолго, и наносить ее надо по мере надобности. Не лишним будет делать это каждый раз в начале занятий. Излишки смазки нужно удалить салфеткой — есть специальные протирки, но можно и обычной бумажной.
Если эска на вашем инструменте подогнана очень плотно, то вы можете быть довольны: само по себе это хорошо. Побочный эффект заключается в том, что скорее всего время от времени вам будет требоваться смазка для металлических соединений и механики. Смазывать сокет эски можно практически любым синтетическим маслом для инструментов, но количество его должно быть минимальным: внутри инструмента ему делать нечего. Также этим маслом можно смазать винты лигатуры. Однако, здесь лучше подойдет масло с дозатором, о котором мы поговорим ниже.
Наш инструмент готов к работе, поехали!
Часть вторая. Уход за инструментом после занятий.
Сначала нам нужно удалить влагу из ствола саксофона. Основную часть ее можно слить, просто перевернув инструмент. А для удаления конденсата со стенок потребуются некоторые приспособления. Можно воспользоваться ершиком, но у него есть один минус — раструб саксофона вы им протереть не сможете. Для удаления влаги со всей внутренней поверхности инструмента подходят протирки с грузиками. Они бывают двух видов: просто микрофибровая ткань и ткань с шелком и внутренней вставкой для более тщательного ухода. Вставка обеспечивает некоторую упругость, чтобы ткань плотно прижималась к внутренней поверхности инструмента. Какую выбрать — решение за вами. Применяются они одинаково, независимо от материала. Необходимо продернуть грузик сквозь канал инструмента, начиная с раструба. Когда груз окажется в нижней точке, саксофон придется перевернуть, после чего вытянуть протирку через узкий конец. Разумеется, эску перед данной процедурой необходимо снять – для нее предусмотрена отдельная, узкая протирка.
Следующий этап — протирка поверхности инструмента. Есть небольшие нюансы в выборе средств ухода за поверхностью, которые зависят от того, чем покрыт ваш инструмент. Сейчас постараемся рассмотреть все виды покрытий, и даже их отсутствие.
Поверхность нового лакированного инструмента можно протереть обычной мягкой тканью. Если на ней есть следы смазки или другие загрязнения, то можно смочить ткань спиртом или спиртосодержащим раствором, либо воспользоваться любым средством для ухода за лакированными инструментами. Если у вас очень старый инструмент, и лака на нем осталось немного или не осталось совсем, то вам необходимо средство для ухода за металлом. Также оно подходит и для изначально нелакированных инструментов. Если у вас инструмент из серебра или с серебряным покрытием, то вам подойдет только средство для ухода за серебром. Оно отлично удаляет темные пятна с серебряной поверхности и придает ей зеркальный блеск. Неспециализированные вещества могут оказаться не только бесполезны, но даже опасны для покрытия, содержащего драгоценные металлы. Все описанные средства наносятся на поверхность инструмента при помощи ткани и удаляются другой, чистой тканью.
Часть третья. Периодический уход и смазка механики.
Примерно один раз в полгода Ваш инструмент нуждается в смазке механики. Для этого есть специальные масла, отличающиеся от других большей вязкостью и дополнительным носиком-аппликатором для смазывания труднодоступных узлов инструмента. Масло необходимо наносить точечно, в минимальном количестве. Учитывайте, что после нанесения оно стекает вниз, поэтому точки для нанесения выбирайте в верхней части смазываемой оси. Постарайтесь избежать подтеков, так как они могут оставить следы на покрытии инструмента.
Соблюдая эти простые, но важные правила ухода за саксофоном, вы можете продлить его жизнь и сохранить на длительное время привлекательный внешний вид.
Лепим саксофон для сверчка
Хочу поделиться с вами своим опытом создания миниатюрного саксофона, может кому-то пригодиться.
— fimo effect metallic gold;
— акриловая краска фирмы «Гамма» бронза №800 и медная №808;
— акриловая краска коричневая для смешивания;
— два стека с плоским резиновым наконечником и металлическим круглым;
— лак матовый, я использовала Vernice Protettiva matt.
1. Для начала я нашла в интернете фотографию саксофона и сделала эскиз будущего инструмента в натуральную величину, вырезала и приложила к сверчку.
2. Отделила от Fimo gold одну полосочку, раскатала ее до нужной длинны и изогнула ее по форме саксофона. Полученную заготовку немного подержала в духовке, чтоб затвердела.
3. Теперь надо придать саксофону реалистичности. Из черного Fimo сделала мундштук, затем из небольшого кусочка Fimo gold делаю раструб и аккуратно приглаживаю его стеком с резиновым наконечником к заготовке. Снова запекаю примерно 15 мин.
Вот что получилось:
4. Далее самое интересное. Необходимо сделать клавиши, систему трубок и лигатуру. С клавишами просто, тонкую полоску Fimo gold режу на несколько равных частей, скатываю шарики и придавливаю их к заготовке стеком с круглым металлическим наконечником.
5. Потом согласно нашему эскизу, делаю из того же Fimo gold несколько очень тонких «колбасок» креплю их на заготовку. Запекаю в последний раз.
Получается вот такой симпатичный маленький саксофончик.
6. Теперь осталось его немного затонировать акриловыми красками. Медной № 808 я высветляю выпуклые части, а бронзу №800 смешиваю с коричневой и тонирую впадины, последним этапом покрываю матовым лаком.
Вот и все, образ завершен 🙂
В следующий раз расскажу, как я делала маленькую скрипку.
Стойка для аппаратуры своими руками.
Решил создать данную тему,т.к. думаю форумчанам будет интересно почитать, а кому то и поделиться личным опытом, по изготовлению своими руками стоек для любимой техники.
Ответы
сам только заказывал на мебельной фабрике, а ля камин.
но видел как из икеевских столиков дешевых (за 500 руб ведро) делали стоечку.
а мне самому понравилась стойка, основой которой были полипропиленовые трубы соединенные такими же уголками с лапками, на которые кладутся массивные деревянные панели (собственно полки). Да и продавал он ее недорого. Только не смог я с ним договориться. Начал к стойке за 3000 руб.впендюривать аппаратуру за двадцатку. Я его послал
Если есть возможность выложить фото,выкладывайте плиз.
Начал делать себе новую стойку а ля SOLID TECH Radius, пока в процессе,как изготовлю отпишусь с фото.
это мой нынешний сетап. Аппаратура на заводской стойке. Телек стоит на тумбе, которую заказывал на мебельной
Это на заказ,уважаемый bertier, а речь о стойках сделанных собственноручно.
так я и обозначил в первом посте что не делал сам. Впрочем если мои фото не в тему, попросите админов удалить, я без претензий. Пусть выкладывают те кто делал, удачи!
Без обид,фото пусть будут,никому и ни чему они совершенно не мешают.
Прикольно:) Здорово вас «торкнуло» с первого вопроса:) Уже и лампы в сетапе!
О! И лампа помешала)) вижу совсем не в тему я тут. Ладно, почитаю в сторонке)
я вроде как комплимент сделал.
Да, нет же! Наоборот, все отлично! Просто,мы все очень хорошо помним как Вы начинали свой путь к правильному звуку и многоуважаемый Сергей, как раз отметил это!)))
Похвастаюсь) интересно ваше мнение. Сделал полностью сам. Купил лиственницу(жёсткость, хотел только четыре опоры), метелл в леруа для забора толстенный и рельефный. Резал и шлифовал концы сам, тяжело было в один уровень эту трехметровую палку отрезать болгаркой. Внутри стоек идет труба металлическая с резьбой, заострил шлифмашинкой до конусов. Стиль- «лофт»)) ибо топорно, хоть и душу вложил. Стойки засыпал песком. Получилась двусторонней, с одной стороны черная краска по дереву «под металл», с другой морилка с паркетным лаком. Очень жесткая, не гнется)
Фото почему то только одно дает прикрепить, сейчас постараюсь еще скинуть
Фото почему то только одно дает прикрепить, сейчас постараюсь еще скинуть
Сначала построил такую:
Потом решил объединить все вместе (магнитофоны стояли отдельно) и переделал так:
3.Шпильки для соединения ножек между собой
В фанере просверливаются отверстия, сквозь них посредством шпилек ножки скручиваются друг с другом, кроме верхней платы, крепление к которой происходит при помощи имеющейся в комплекте ножек детальки с 4 отверстиями под шурупы:
Такая идея. Если кому-то окажется полезной, буду рад.
Евгений Уточкин: Советы по уходу за саксофоном
В воскресенье, 24 мая, известные московские мастера по ремонту саксофонов — Евгений Михайлович Уточкин при участии Арнольда Владимировича Дедова — провели в нашем салоне мастер-класс, посвященный уходу за саксофоном, его ремонту и настройке. Мы и пришедшие на форум музыканты задавали вопросы, и мастера открывали нам свои секреты и делились опытом.
— Какие требования следует предъявлять к мембране подушек? Как относиться к «кенгуровой» коже подушек, которую хвалят на некоторых американских сайтах? Что и насколько улучшает такая кенгуровая кожа у подушек?
Какой бы то ни было разницы в тембре при использовании металлических и пластиковых резонаторов Евгений Михайлович ни разу не слышал. При этом, металлические резонаторы рано или поздно начинают ржаветь и это даёт грязь. А пластиковые резонаторы ржаветь не могут.
— Какими особыми характеристиками (хорошими или нехорошими) обладают современные силиконовые подушки?
Cиликоновые подушки, которые западные фирмы некоторое время назад пытались использовать, не прижились. Оба мастера — и Уточкин, и Дедов — отметили техническую неоправданность силиконовых подушек — они замедляют работу механики при игре.
— Как правильно снять старую подушку с чашки?
Чтобы снять грамотно установленную подушку (то есть приклеенную не на клей «Момент» или аналогичный, а либо на сургуч, либо на ПВА), нужно аккуратно подогреть чашку клапана и потом будет достаточно слегка поддеть подушку иголкой сбоку, и она сама поднимется. Для подогрева Евгений Уточкин пользуется газовой горелкой, а Арнольд Дедов — специально подготовленным и закреплённым в тисках паяльником. Упоминавшимися на форуме «промышленными фенами» ни тот, ни другой не пользуются.
— Какой клей лучше всего использовать для приклеивания подушек?
И Евгений Уточкин, и Арнольд Дедов используют клей ПВА. По словам А. Дедова, на фабрике Henri Selmer Paris используется щеллак, но там использование этого клея оправдано технологией. А в ремонте инструментов более удобен клей ПВА, т.к. он также легко расплавляется при нагревании.
— Как правильно установить новую подушку?
Важно, чтобы резонатор был приклеен к чашке клапана — только тогда он будет «работать» как резонатор. При установке подушки в чашку клапана тыльная сторона резонатора должна гарантированно касаться металла чашки. Для этого подушку следует предварительно промять пальцами — так, чтобы обратная (тыльная) сторона подушки стала абсолютно ровной. После такой подготовки сам резонатор получается как бы слегка утопленным в подушку.
Прежде чем вклеить подушку в клапан, мастер многократно примеряет её. Если с какого-то края подушка встаёт неровно, то мастер в этом месте подкладывает в чашку клапана дополнительные слои бумаги или картона, при этом очень точно помечая, как именно примерялась эта подушка. В процессе этих примерок подушка вкладывается в чашку клапана, клапан ставится на своё место в механике, и уже на месте проверяется, насколько хорошо подушка встаёт куда надо. И только после этого подушка приклеивается. Для этого в центр чашки капается капля силикона из небольшого термо-пистолета, а края дна чашки смазываются небольшим количеством клея ПВА. Потом подушка максимально ровно устанавливается в чашку (ровность контролируется на глаз). Затем клапан устанавливается в механику сакса, чашка клапана нагревается горелкой до момента когда из-под подушки пойдёт пар, и клапан слегка (очень легким нажатием пальца) прижимается к голосовому отверстию.
Если в результате такой установки остаётся щелка, то чашка клапана снова нагревается, подушка извлекается, и всё начинается сначала. По словам мастера, такое бывает очень часто — почти каждую подушку приходится переустанавливать по нескольку раз.
— Как подогнать неродную подушку под нужный размер чашки?
Мастер сказал, что всё это делается в буквальном смысле руками. Руками аккуратно разбирается подушка, т.е. отворачивается лайка, потом основа подушки аккуратно подрезается ножницами под нужный размер, а затем лайка руками заворачивается обратно и заклеивается всё тем же клеем ПВА.
— Как часто стоит смазывать оси в саксофонной механике?
Эту процедуру часто делать не следует. Масло само по себе довольно стойкое, а его излишки создают потёки, к которым липнет пыль. Если музыкант чинит сакс не сам, а носит его к мастеру, то ему вообще не следует беспокоиться о смазке инструмента — достаточно того, что мастер смажет инструмент раз в два года. Если же саксофонист сам ремонтирует свой инструмент, то всё равно смазывать оси следует не чаще чем раз в полгода. Для этого оси следует вынимать из механики, т. к. если капать масло снаружи, то оно плохо проникает внутрь трущихся соединений, и к тому же капли масла могут остаться на внешних частях механики, к которым потом будет липнуть пыль.
— Как грамотно убрать люфты в механике?