Подиум под сабвуфер своими руками

Изготовление подиумов для сабвуферов, усилителя и монитора.

Как изготовить своими руками подиумы для сабвуферов, усилителя и монитора в багажнике автомобиля?

В прошлой статье я описал, как своими руками с нуля изготовить подиумы для динамиков дверей автомобиля (статью читайте здесь). А в этой статье, мы продвинемся ещё дальше в мастерстве акустического оформления вашего автомобиля и добьемся того, что в вашей машине наконец то появится очень громкий и при этом качественный автозвук. И я подробно расскажу, как изготовить огромную подиумную панель, для установки в багажник автомобиля нескольких сабвуферов, усилителя, а при желании и монитора.

Итак приступим. Вообще, в этой статье я буду описывать подиум для автомобиля с кузовом хэтчбек, универсал, или фургон (а так же для моих любимых джипов). Так как эти автомобили, благодаря большему объёму багажного пространства, позволяют установить больше динамиков и сделать сам подиум намного больше. Но при желании подобный подиум (но меньших размеров) можно изготовить и для седанов, так как принцип изготовления почти одинаковый, только размеры меньше.

Для начала советую запастись толстой (12 — 16 мм) берёзовой фанерой, и чем больше по размерам ваш автомобиль, тем больше фанеры нужно будет купить (и тем она толще). И чем толще будет фанера, тем солиднее будет звук. Сколько фанеры потребуется, вам подскажет рулетка, которой нужно будет замерить пол в багажнике, высоту стенок багажника, и учесть так же, насколько выпирают во внутрь колёсные арки (если они выпирают во внутрь багажного отсека).

Замерив размеры багажного отсека и купив необходимое количество фанеры, вырежьте электро-лобзиком или ручной дисковой пилой из куска фанеры дно подиума, которое повторит конфигурацию пола багажника (но чуть меньше по размерам, иначе вы не сможете потом вставить подиум в багажник — это зависит от того, какие у вас стопсигналы).

Фото 1. Вырезаем корпус подиума из фанеры и собираем на саморезах.

Затем следует вырезать боковые стенки акустического ящика (основания подиума), а так же и дальнюю стенку (которая у сидений пассажиров), ну и низкую переднюю стенку (которая у стоп сигналов). Взглянув на фото 1 вы всё поймёте.

Затем следует собрать все стенки вместе, чтобы получить акустический ящик. Собрать ящик можно на саморезах с клеем для дерева, но на дне нужно будет уложить и приклеить три мощных бруска (см. фото 1), два из которых (уложенные по краям справа и слева) имеют треугольную форму (под 45 градусов), а центральный брус имеет обычную прямоугольную форму. Это усилит дно и крепление стенок к нему.

Далее погуглите интернет магазины, ну или посетите магазины автомобильной акустики в вашем регионе и заранее определитесь, сколько штук и каких диаметров будут ваши низкочастотные динамики, что вы собираетесь купить и исходя из этого, вырежьте электро-лобзиком круги нужного вам диаметра из 16 мм фанеры.

Далее подготовьте толстые рейки, с помощью которых посадочные круги (кольца) для динамиков будут крепиться к полу ящика. Длина этих реек зависит от угла наклона динамиков, которые вы хотите получить в итоге (обычно делают наклон динамиков под 45 градусов, хотя это дело вкуса).

Фото 2. Крепим ещё одни кольца саморезами (для ступеньки) и примеряем динамик.

Далее вырезаем более узкие кольца (и3 12 мм фанеры) и прикручиваем их на саморезах (обмазав кольца клеем для дерева) к более широким кольцам, как на фото 2. Это позволит динамикам лежать в будущем подиуме чуть утопленными (заподлицо), что намного красивее, да и прочность колец увеличится почти вдвое. На этом этапе можно уже уложить динамик в кольцо и посмотреть как он лежит.

Следующим этапом будет изготовление из фанеры рамки для крепления к ней усилителя. А чтобы закреплённый на этой рамке усилитель не перегрелся при работе, за ним нужен пустой объём (свободное пространство). Для этого из задней стенки ящика выпиливаем прямоугольный кусок фанеры, по размерам примерно такой же как и ваш усилитель (чуть меньше), а затем приклеиваем (на саморезах) к вырезанному окну рамку усилителя. Сама рамка должна быть немного больше (на 1 — 1,5 см) вырезанного окна, чтобы её можно было закрепить на саморезах с клеем к задней стенке ящика.

Фото 3. Вырезаем окно для усилителя и крепим на окне рамку под усилитель, и вырезаем отверстия для фазоинверторов и вставляем их

Так же нужно вырезать круглые отверстия в каждом углу задней стенки, для пластмасовых (капроновых) фазоинверторов (см. фото 3). Эти фазоинверторы (трубы) будут направлять басы в салон автомобиля. Кстати их можно вырезать их обыкновенной пластиковой трубы (для канализации), и вклеить в заднюю стенку акустического ящика. Когда полностью изготовите акустический ящик из фанеры, и закрепите на нём кольца для динамиков, рамку для усилителя и вклеите фазоинверторы, советую все стыки стенок промазать шпаклёвкой (можно для дерева), чтобы исключить малейшую щель.

Читайте также:  Пгу на валдай своими руками

Затем обклейте все внутренние стенки ящика звукопоглощающим материалом, например ватой, синтепоном, или пористой резиной, но всё же лучшим звукопоглощающим материалом, с которым кстати очень легко работать, я считаю листовую натуральную пробку (толщину лучше найти 20 мм). Обклейка внутренних стенок акустического ящика звукопоглощающим материалом, позволяет получить впоследствии глубокий насыщенный бас.

Теперь подошёл самый интересный этап работы — придание объёма подиуму, то есть изготовление его верхней стеклопластиковой оболочки, от которой будет зависеть красивый внешний вид всего подиума, ну и естественно изоляция от внешней среды акустического пространства за динамиками.

Для этого нам понадобится ткань, о которой я уже говорил в статье про дверные подиумы, и которая специально делается за рубежом для этих целей и продаётся в специализированных магазинах. У нас такую сложно найти (в мелких городах нет точно), и поэтому следует поискать ткань в обычных швейных магазинах.

Ткань должна тянуться во всех направлениях (стеклоткань не тянется) и кроме этого она должна хорошо пропитываться эпоксидной смолой. Можно поискать в магазинах ткань типа стретч или трикотаж, но перед тем как покупать большой отрез, следует купить маленький кусочек и нанести на него смолу. Эпоксидная смола должна пропитать отрезок, то есть проступить и с обратной стороны ткани. Тогда можно будет смело покупать большой отрез.

Фото 4. Накидываем ткань на кольца и пристреливаем степлером, натягивая ткань

Купив ткань, накидываем её на кольца и стенки ящика и натягивая пристреливаем степлером (скобками), сначала на одной половине будущего подиума, а затем на другой (как на фото 4). В этом деле следует работать с помощником — один натягивает, а другой пристреливает степлером. Самое главное в этом деле, это постараться натянуть ткань почти без складок, так как чем больше получится складок, тем больше придётся возиться с стеклотканью и шпаклёвкой, и больше слоёв шпаклёвки придётся наложить, чтобы заровнять складки (хотя складки всё равно неизбежны при натяжке ткани). Когда натяните и зафиксируете ткань скрепками (не забудьте пристрелять по контуру колец — отверстий динамиков), то можно будет вырезать из ткани отверстия для динамиков.

Фото 5. Ткань натянута и пристрелена нормально, а усилитель садится в рамку нормально, значит можно покрывать ткань смолой

Должно получиться примерно как на фото 5.

Фото 6. Начинаем наносить эпоксидную смолу на натянутую ткань

Далее следует развести эпоксидную смолу в точной пропорции (об этом я уже писал в прошлой статье про дверные подиумы) и начать наносить её кистью на поверхность натянутой ткани (фото 6).

Фото 7. Покрываем равномерным слоем всю поверхность ткани смолой

Покрываем всё поверхность равномерным слоем эпоксидной смолы и даем просохнуть не менее 24 часов (фото 7 и фото 8).

Фото 8. Полностью смола застынет не менее чем через 24 часа.

Когда смола полностью полимеризуется (застынет) проходимся по застывшей поверхность лепестковым кругом, зажатым в шлифмашинку. Работаем в перчатках, очках и качественном респираторе от фирмы ЗМ, так как эта пыль очень вредна.

Лучше работать на свежем воздухе Наносить смолу тоже, лучше на улице, особенно если будете использовать полиэфирную смолу, она имеет очень неприятный запах).

Фото 9. Шлифуем и матуем всё поверхность, покрытую смолой с помощью машинки или руками

Когда заматуете поверхность как на фото 9, далее нужно будет наложить несколько слоёв стеклоткани, чтобы в итоге получить толстый слой стеклопластика примерно толщиной 7 мм.

Можно и толще, ведь сабвуферные низкочастотные динамики очень тяжёлые. Как работать с смолой и стеклотканью я уже писал, в статье про тюнинг кузова и в статье про дверные подиумы.

Фото 10. Шпаклюем поверхность, покрытую смолой, а затем шлифуем до гладкого состояния

После наложения стеклоткани и достижения необходимой толщины, и полного затвердевания смолы, опять наносим риску (матуем поверхность) и уже выравниваем всё поверхность с помощью кузовной шпаклёвки (см. фото 10 и фото 11).

Фото 11. Перешпаклёвываем всё поверность подиума и шлифуем до гладкого состояния

Причём если у вас получились глубокие складки и неровности, то их следует заполнять стекло-шпаклёвкой (содержит стекловолокно), а затем уже обычной шпаклёвкой и в конце финишной. Как работать с шпаклёвкой подробно можно прочитать вот в этой статье.

Фото 12. После шлифовки наносим грунтовку, и если видны неровности, опять шлифуем и заново грунтуем

После шлифовки и достижения гладкой поверхности будущего подиума, его нужно загрунтовать (фото 12). А если после грунтовки проявляются какие то неровности (обычно после нанесения грунта они сразу проявляются), то опять шлифуем поверхность до идеально гладкого состояния и заново грунтуем.

Фото 13. Наносим первый (базовый) слой краски на подиум.

После грунтовки опять матуем поверхность (600-й или 800-й абразив) и если не видно никаких царапин, то можно наносить первый слой базовой краски (фото 13).

Фото 14. Наносим на подиум остальные слои краски.

Ну а затем наносим остальные пять-шесть слоёв, для получения насыщенного цвета (фото 14).

После наложения краски, покрываем на панель не менее трёх слоёв лака (можно и больше).

Читайте также:  Обработка днища пушсалом своими руками

Подиум (панель) для монитора и дополнительных динамиков.

Если у вас джип или микроавтобус и вы хотите не только слушать музыку по приезду на природу, но ещё и смотреть фильмы или видеоклипы с отличным мощным звуком, значит придётся изготовить и панель для монитора (телевизора) и для дополнительных среднечастотных динамиков (мидбасов) и для высокочастотных (пищалок).

Фото 15. Делаем основу подиума для монитора из фанеры.

Изготовить такую панель не сложно, ведь принцип работы такой же как и для сабвуферной панели. Здесь тоже запасаемся толстой фанерой (12 — 16 мм) и вырезаем фанерную панель (основу) как на фото 15, исходя из размеров габаритов монитора и вашего кузова, и с учётом высоты сабвуферной панели (чтобы в сумме получилась общая высота обоих панелей до потолка вашего автомобиля).

Фото 16. Делаем верхнюю часть подиума из фанеры.

Затем приставив монитор к фанере, обводим его контуры, чтобы знать размеры рамки, которую следует изготовить как на фото 16. Затем вырезаем кольца для среднечастотных динамиков, и закрепляем их на фанере с помощью брусочков, под небольшим углом (в зависимости от высоты вашего кузова).

Фото 17. Накидываем на фанерную панель ткань и натянув ее, пристреливаем стэплером.

Когда из дерева (фанеры) всё выпилено, и нижняя фанерная основа и верхняя рамка с кольцами, то следует проделать уже знакомую операцию — накинуть ткань на фанерную верхнюю панель (фото 17 ) и натянув ткань, пристрелять её по контурам стэплером.

Фото 18. Покрываем поверхность эпоксидной смолой.

Далее делаем уже знакомую операцию — вырезаем отверстия для динамиков и монитора и покрываем натянутую ткань эпоксидной смолой (фото 18). После высыхания смолы, матуем поверхность и накладываем слои стеклоткани, для достижения необходимой толщины.

Фото 19. Шпаклюем и шлифуем поверхность до гладкого состояния.

Затем опять матуем и шпаклюем поверхность, и доводим до гладкого состояния (фото 19). Обратите внимание, что нужно сделать выемки по краям панели с отверстиями, для болтов крепления панели к нижней фанерной основе и кузову (потом эти крепления пригодятся).

Фото 20. Грунтуем поверхность, а затем опять шлифуем.

После шлифовки грунтуем поверхность, но после грунтовки обычно выявляются небольшие неровности, в таком случае шлифуем неровные места, доводя их до гладкого состояния (фото 20). Ну а после доводки опять грунтуем панель.

Фото 21. Красим панель.

Остаётся нанести 3 — 5 слоёв краски (фото 21), и в конце покрыть всё двумя — тремя слоями лака (можно и больше, но не меньше), для получения красивого насыщенного цвета (как покрасить панель подробно читаем здесь).

Обе панели красим и оставляем сохнуть на солнышке.

Когда верхняя панель высохнет, её следует прикрепить к нижней фанерной основе, чтобы закрыть поверхность за динамиками и создать акустический объём (не забудьте утеплить стенки синтепоном или пробкой). Между двумя панелями (половинками) следует уложить по краю какой нибудь мягкий уплотнитель, чтобы исключить возможные щели. Естественно все динамики и монитор закрепляем, а при их подключении всегда можно снять заднюю стенку, ведь она на болтах.

Теперь вам следует решить, как установить на кузове верхнюю панель с монитором — вертикально жёстко, или сделать чтобы она складывалась с помощью мощного навеса и маленьких гидравлических цилиндров.

Складывающуюся панель сделать сложнее, но зато у вас всегда будет в салоне обзор заднего вида (в зеркало в салоне). Что выбрать, решать только вам, а так же всё зависит от конфигурации и объёма именно вашего кузова, ну и от финансовых возможностей, так как качественный автозвук требует не малых денежных затрат.

Как подключить усилитель, сабвуферы, мидбасы, пищалки и другие компоненты аудиосистемы автомобиля, и для чего они нужны, вы можете подробно почитать в серии моих статей, если кликните по ссылкам ниже.

Вот вроде бы и всё. При изготовлении акустических подиумов, у новичков могут возникнуть в процессе работы какие то непонятные моменты, которые может быть я упустил. Если что, задавайте вопросы в комментариях, постараюсь ответить всем. Но всё же (исходя из личного опыта), по мере накопления у вас опыта работы, многие вопросы отпадут сами собой, ведь на ошибках учатся и не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Ну и чуть ниже, под этой статьёй, советую посмотреть видеоролик, как я установил на свой мотоцикл Днепр подиум и сам сабвуфер на 600 ватт. А раз это возможно даже на отечественном мотоцикле, то на автомобиле тем более.

Надеюсь данная статья будет полезной и пригодится начинающим мастерам, которые наконец то решились изготовить и установить в своей машине подиум для сабвуферов, усилителя, и дополнительных динамиков, без которых громкий и качественный звук в автомобиле невозможен; успехов всем!

Источник

Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками

Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.

Зачем устанавливать динамики на подиумы

Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.

Читайте также:  Платья для барби крючком своими руками

Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.

В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.

Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.

Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.

Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.

Каким должен быть подиум

Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.

Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.

Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.

Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.

Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.

Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.

Внутренний подиум

Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.

Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».

Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов

Внешний подиум

Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.

Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов

Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.

Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.

Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.

Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.

Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.

Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.

Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.

Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.

Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.

Как сделать и установить своими руками

Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:

Для работы необходим инструмент:

Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь

Видео: подиум из стекломата

Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров

Галерея: оклейка подиума искусственной кожей

Видео: изготовление подиума для твиттера

Изготовление и установка подиума в потолок

Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.

Видео: установка тыловой акустики под потолок

Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.

Источник

Оцените статью
Лечение заболеваний внутренних органов
Adblock
detector